Мумий Тролль - Владивосток 2000

Архитектура, уводящая от реальности

13 августа 2016г.

Вас хоть однажды поражало своими очертаниями какое-нибудь из современных сооружений? Частные дома обычно более традиционны, так что встретить среди них что-то невероятное придется нечасто.

Современные технологии строительства оказывают влияние на облик здания, но, даже учитывая это обстоятельство, архитектор всегда может создать дом, отличный от соседних хоть малыми деталями. 

Традиционные ценности остаются таковыми, но при этом всякий имеет право выбора, может позволить себе быть таким, каким хочется. Подобное самовыражение, конечно, не могло не сказаться на облике строений. Кажется, что металл, бетон, дерево и стекло созданы именно для того, чтобы архитекторы современности воплотили все то, что в прошлые века относилось к «бумажной» утопии.

«Огурец» в Лондоне от Нормана Фостера

Применяемые материалы не могут не играть значимой роли в возведении дома. Многие характеристики дома определяются ими. В какой-то мере они вносят свои ограничения в стиль здания и его форму. Современным строителям повезло. При столь обширном количестве материалов, годных для строительства, всегда можно подобрать тот, что наиболее подходящий. Более того, они могут быть принципиально разными, но использованными для сходных конструкций. Замененной кирпичу может стать пенобетон, а вместо форм из металла применены деревянные.

Технологии веков минувших неприменимы, когда речь идет о клееном дереве или бетоне армированном. Но современному архитектору все равно по силам выстроить изысканное здание, имеющее традиционный вид. Строились же огромные купола соборов из кирпича и камня, а по сей день впечатляют, как и стены, что «падают». Рисунками и узорами всегда отличалась архитектура традиционная, но в современности форма стала более важной, как и цвета. А картину заменили скульптурой абстрактной.

О бумажных утопиях из прошлого

Вначале был набросок. Рисунки известного архитектора из Италии Джованни Батиста Пиранези стали первыми утопиями в архитектуре, до настоящего времени дошедшими. Конструкции на его гравюрах в реальности невозможно воплотить. А наброски «идеального города», выполненные другим архитектором, французом Клодом-Никола Леду, не просто утопичные, даже сюрреалистичные. Подобные наброски служили вдохновением художникам, архитекторам. Фантазии, что нашли отражение в рисунках мастеров прошлых веков, были не такими уж нереальными, они просто опередили время на целые столетия.

Уже к XIX веку архитектура начала обходиться без традиционных форм. Поначалу смешение исторических стилей стало допустимым. Затем из опор и перекрытий из металла стали возможными конструкции, немыслимые ранее. И наконец, дошла очередь до последнего из «великих стилей» - модерна в начале XX века.

Работа Антонио Сант' Элиа

Фантастические строения современности появились в результате эволюции, длившейся веками. Но, что интересно, самые смелые постройки из металла, стекла и бетона не что иное, как воплощение самых фантастических придумок «бумажной архитектуры», на которые повлияли и характерные черты эпохи, и современные технологии. Современными выглядят по сей день здания на рисунках погибшего в Первую Мировую итальянца Антонио Сант-Элиа.

Современным российским архитекторам особенно ценны идеи архитектуры времен советского конструктивизма, тем более что теперь есть возможность воплотить их в материале.

Про первые здания нельзя сказать, что они не имеют формы. Они, скорей, знакомы и совсем не поражают. Как часто пытались сотворить строения непривычных форм. Кстати, первые решительные эксперименты относятся к эпохе барокко, модерна. Известны имена Виктора Орты и Эктора Гимара, и первый – бельгиец, второй – француз. Потолок, что переходит плавно в стены, козырьки ажурные из стекла и металла, украшающие вход в метро, никого не оставят равнодушными. Всему миру известна лестница из московского особняка Рябушинского, построенная Федором Шехтелем.

Лестница из московского особняка Рябушинского

В период, когда строилась новая жизнь, здания старались отделывать проще и дешевле. Сведенное к минимуму число мелких элементов, стены прямоугольные – и места для фантазии не остается. Появление ранее неизвестных материалов и современных методов в строительстве, вклад, привнесенный компьютерными технологиями – и строения, отличающиеся по форме от параллелепипедов, становятся востребованнее традиционных строений. Располагаешь необходимыми средствами – можешь экспериментировать с формой. И вот уже парят «перья» и «кости» от Сантьяго Калатравы, а творения Захи Хадид будто науке неизвестные громадные чудища.

Невероятно поражают своими формами:
- окна-кляксы в зданиях Уильяма Алсопа;
- библиотека как гигантское оригами из стекла в Сиэтле от Рема Кулхаса; 
- «ракушка» и «огурец» в Лондоне от Нормана Фостера;
- многоэтажка, сплошь покрытая металлическими «чешуйками», хитро изогнутая, в Алмере.

«Ракушка» в Лондоне от Нормана Фостера

Кажется, нет традиционней постройки, чем храм. Но даже здесь найдутся те, что стали результатом экспериментов, как, например, храм из бетона в Сиракузе, или церковь в скале, та, что почти целиком спряталась в граните, в Хельсинки. Туристы не проходят мимо этих невероятных сооружений. А сколько еще странных, непривычных, почти диковинных построек радуют глаз, удивляют и восхищают.