Мумий Тролль - Владивосток 2000
Остров Х. и М. на парковке
ТРК "Галактика"

Дом культуры. Художники острова Х. и М.

20 июля 2015г.

Остров Х. и М. на парковке ТРК "Галактика"

Анастасия Андерс: Питать массы искусством - дело непростое. На пути просветителей могут вырастать «холмы» непонимания и «горы» отчуждения. Но творцам все нипочем. Вместо Городского сада в центре Краснодара, импровизированный остров «свободы творчества и самовыражения» с аббревиатурой Х. и М. появился на парковочной зоне ТРК «Галактика». И есть в этой пространственной парадигме след современного искусства, если представить такую ротацию городской инсталляцией перемены места. 

На парковку, объединившую автолюбителей и созерцателей, я прибыла с намеренным двухчасовым опозданием, чтобы внимать прекрасному без томительного ожидания. Но современное искусство к 15 часам так и не разрослось до масштабов острова. Поэтому я направилась к самому пунктуальному художнику острова Х. и М. Людмиле Барониной. С мастером линогравюры я уже ранее встречалась на экспериментальной площадке КИСИ, где девушка представляла выставку авторских работ «Веселись или умри», принятую некоторыми искусствоведами не слишком радушно, а вот у меня вызвавшую неподдельный интерес. 

"Палатка" Людмилы Барониной на острове Х. и М.

Несколько работ в «палатке» Людмилы Барониной были выставлены на обозрение, но главной силой притяжения стал мастер-класс по изготовлению линогравюры. Пока остров Х. и М. не заселен обитателями, я решила стать причастной к искусству первой.

Выбрав маленький кусочек линолеума, я, человек, находящийся в напряженных отношениях со всеми видами изобразительного искусства (в плане созидания), нарисовала нечто вроде человека, «запертого» в свои мысли. 

Мой рисунок для линогравюры и процесс вырезания

Затем черным маркером, по совету Людмилы, добавила к рисунку масштабные детали (ведь вырезать придется именно незакрашенные участники композиции - чем их меньше, тем быстрее результат - истинно западная логика).

Художник помог мне с вырезкой, прокрасил композицию выбранной мною красной краской, и, наконец, моя первая в жизни линогравюра готова. 

Людмила Баронина и моя первая в жизни линогравюра

Результат меня не удивил - линогравюра была великолепна, в духе логотипа. Ведь современное искусство не предполагает глубинных художественных талантов. Здесь главное - самовыражение. Пока я творила, к процессу присоединились несколько девушек, в основном, рисовавших котиков, и мужчина, набросавший надпись. Пора покидать это место, чтобы дать больше пространства и воздуха для творчества другим соискателям.

 

Будущие линогравюры участников мастер-класса Людмилы Барониной

Прямо перед сценой распластала конечности фигура богомола (где-то я его уже видела), по счастливой случайности, напоминавшая видневшийся позади грузоподъёмный кран. Получилась неплохая композиция аналогии в стиле современного искусства. Во истину, случай - лучший друг художника. 

Богомол на фоне грузоподъемного крана

Ниже богомола было развешено белье, на покупательской тележке рядом разместились пакеты с одеждой, напоминавшие мусорные. Видимо композиция должна была иллюстрировать соседство острова Х. и М. с торговым комплексом. А, может, художник исследовал и более глубинные смыслы.

Инсталляция Тины Васяниной на острове Х. и М.

Художница Тина Васянина (развесившая белье): Поскольку Х. и М. - это остров, мы хотели его огородить. Я уже делала на фестивале «Может» подобное. Развешивала белье. Работа называлась «Горизонт». Линия проходила вокруг всей сцены. Здесь же сильный ветер. Он сбивает вещи. Поэтому появилась тележка с вещами, как напоминание о стоке. Ветер стихнет. Мы расправим белье. Будет ощущение, что мы находимся в лесу, где люди сушат свои вещи.

Как вы «пришли» в современному искусству?

- Много лет я занималась живописью и модернистским поиском, после окончания курсов быстрого реагирования, стала заниматься современным искусством.

Современное искусство приносит доход в денежной форме?

- Особенного дохода не приносит ни современное, ни традиционное искусство. 

Как же жить?

- Надеяться на поддержку родных. Кому-то повезет, - будет поддержка, не повезет - придется еще чем-то заниматься. Мне повезло.

Что Вы еще сегодня покажете?

- Сегодня я покажу перфоманс «5 минут уединения». И есть еще одна работа исследовательская. Хочу изучить гендерный вопрос: какой должна быть художница? Феминистки выступают за термины «художница», «авторка» «кураторка». Хочу выявить: как люди воспринимают женщину художника? 

Тина Васянина на острове Х. и М.

Позже о перфомансе «5 минут уединения», когда Тина Васянина поднимется на сцену, присядет на стул, наденет маску для сна, и просидит так 5 минут, моя коллега Ольга Мальцева напишет: «Композиция, которую представила Тина Васянина, требовала особого художественного восприятия и открытых взглядов. К сожалению, я не в силах описать происходящее, поэтому призываю всех лично присутствовать на следующем выступлении Тины. Очень смело.». Видимо, художественное действие-антидействие Тины Васяниной действительно вызвало сильные эмоции, и да, требуется особая смелость, чтобы выйти на сцену перед разгоряченными выступлениями музыкальных групп зрителями, и показать уединение в течении 5 минут, которые в такой ситуации могут обратиться в вечность.

Тем временем, я обратила взор на творение художника, отвечавшего на вопросы с «оголенными нервами» и улыбнувшегося мне только к концу беседы. Представился молодой человек так: Я Карагезян, Ка-ра-ге-зян. 

Художник Карагезян: Занимаюсь каллиграфией и шрифтовым дизайном. Мне это интересно. Я исследую, как писать азбуки разных народов. Моя работа посвящена теме: «Как писать адыгейскую азбуку?». Изучаю, как работают языковые системы. Живем рядом с Адыгеей, и не знаем, как выглядит адыгейский алфавит! 

Художник Карагезян и выставочная работа "Как писать адыгейскую азбуку?"

Парочка некомпетентных вопросов, и художник Карагезян начал говорить с надрывом о проблемах просвещения. Вот такая глубокая озабоченность образовательным процессом. Кто не знает адыгейский алфавит, тот - изживший себя вид. А, тем временем, работа Карагезяна абсолютно созвучна современному искусству, которое без научной основы - лишь баловство и блажь.

Далее мой взор привлек «человекоробот» (назовем работу художника так). В лицо «человекоробота» вглядывалась гость выставки Татьяна. Наверняка она знает/видит/чувствует больше, чем я. К ней и обращусь.

Как Вам краснодарское современное искусство?

Гость Татьяна: Когда я была в Берлине, видела, что именно такие работы пользуются популярностью у молодых людей. Мы абсолютно в тренде. 

Что больше всего понравилось на Острове Х. и М.?

- Мне нравится, когда художник умеет рисовать. А это двое: Стас Серов и Людмила Баронина.

Подошла (по рекомендации Татьяны) к Стасу Серову, автору «человекоробота». 

Художник Стас Серов на острове Х. и М.

Стас, что вдохновило вас на такую композицию?

- Вася (видимо идет речь о Василии Субботине) дал мне такой формат. Это персонаж из лего. 

Что означает солнце в центре?

- Это внутри у него что-то эдакое. Энергия какая-то.

Цветовая гамма что-то значит в композиции?

- Желтый цвет - солнце, красный - любовь, синий - цвет власти, коричневый любят немцы (это связано с их футбольной командой). Вообще, мне нравятся коричневый и зеленый цвета.

Следующая композиция - белые столбики с изображением матрешек, бутылок. самолетов, ракет, балалаек. Возможно, это столбы моей Родины. Дальше мысль не пошла. 

Переключилась на инсталляцию художника Коли Мороза

Работа Коли Мороза на острове Х. и М.

Коля Мороз: Перед нами мечта о музее современного искусства. Я его вижу как гараж со своей коллекцией. Гиря здесь присутствует поскольку, сколько не предпринимай интеллектуальных, физических нагрузок, - мечта о музее так и не сбудется ближайшие 20 лет. Нужно чтобы люди этого захотели, чтобы люди увлекались современным искусством, изучали его, поняли, что искусство - это не только девочка в шапке и с хурмой.

Не обошлось и без падающего каждые 5 минут от порывов ветра Чебурашки. Назовем это инсталляцией помощи упавшим.

Пока я общалась с творцами, Остров Х. и М. стал обитаемым: его заселили художники, музыканты, журналисты (предусмотрительно опоздавшие на 4 часа) и гости фестиваля.

Сумерки на острове Х. и М. встречала Ольга Мальцева.

Также о фестивале одного дня "Остров Х. и М." слушайте в программе Анастасии Андерс "Дом культуры" "НАШЕ радио - Краснодар" ТРК "Новый Ракурс".


24.07.2015. Фестиваль "Остров Х. и М". Наше радио - Краснодар (104,7 Fm).
Программа "Дом культуры". Наше радио-Краснодар. 104,7 Fm. ТРК "Новый Ракурс". 
Автор и фотограф: Анастасия Андерс.