Мумий Тролль - Владивосток 2000

Программа Дом культуры. Фотохудожники Алена Клименченко и Роман Кацеба.

14 апреля 2015г.

Выбрать место, момент, ситуацию. Задача фотохудожника не проста. Он должен воплотить в кадре уникальный замысел. Фотография, созданная как предмет искусства, отражает эмоции и восприятие автора. Какова цель исследования мира через объектив фотоаппарата корреспондент «Наше радио-Краснодар» Анастасия Андерс решила выяснить у двух фотохудожников, кардинально отличающихся друг от друга, но, тем не менее, синхронно идущих в направлении самопознания, а также совершенствования техники и мастерства художественной фотосъемки. 

Начнем с Алены Клименченко. Девушка работает фотографом, однако для самовыражения ей этого не достаточно. Творческая натура Алены стремится к поиску нестандартной красоты и смыслов.

 

Совсем недавно Алена представила краснодарской публике проект «Тишина», который заставит задуматься о многогранности пространства даже скептически настроенных критиков. 

Вопросы в Алене Клименченко. Как создавалась твоя «Тишина»?

Все это поиск момента в окружающей среде. Причем это должно быть достаточно активное место, при этом очень спокойное. Мы живем в бесконечной суете, нескончаемой череде лиц и событий. Утро сменяет вечер, и все начинается заново. Слишком быстро. Иногда не помнишь даже, какой сегодня день, и что должно быть завтра. Начинаем читать календари, составлять списки… доводим себя до предела, когда не хочется ничего, и тут начинаем что-то хотеть. Этот проект – отражение того, что я хочу чего-то хотеть и иду искать то самое, заветное.

Трудно находить такие сюжеты?

Ни столько трудно, сколько мучительно. Состояние, когда на кончиках пальцев есть искомое, а ты его достать не можешь. Ходишь, ищешь, и, внезапно, приехав в десятый раз в одно и то же место, понимаешь – вот же оно, искомое. Иногда еду в машине, смотрю в окно и вижу идеальную картинку, проезжаю и начинаю думать… Нужно вернуться.

Алена Клименченко: «Дымка вокруг настолько плотная, что кажется, будто ее можно взять руками, утонуть в ней или исчезнуть».

Почему именно «Тишина»? В ней больше мысли?

В данной тишине нет даже мысли. Только внутреннее «я», спокойное и уравновешенное.

Вглядываясь в Вашу «Тишину», могут возникнуть тревожные мысли. В этом пространстве есть место гармонии?

О внешней гармонии речи нет. Ее в мире не осталось. Приходится в хаосе и мрачном состоянии находить нечто близкое. Проект «Тишина» – это шаг в сторону от всего происходящего.

Какие темы тебя волнуют?

Волнует то, что творится в душе человека. Что он думает? Что думает прямо сейчас? Нужно все пропускать через себя, и угадывать мысли. Это помогает быть добрее.

Удивляетесь собственным работам?

Часто. Бывает, рассматриваю их и думаю. Неужели это сняла я? Неужели это было со мной… Бывает удивление иного порядка. Например, заинтересованность сторонних людей моим проектом. К примеру, связанным с историей железной дороги, которой в этом году сто лет. Она была разрушена в гражданскую войну. Мои фотографии ушли в музейный фонд, а сам проект с самого начала заинтересовал людей, вращающихся в исторических кругах. Это было удивительно, что моя работа нужна не только мне.

Разрешение на строительство железнодорожного участка Армавир - Ставрополь - Петровское было получено в 1912 году. Армавир-Туапсинская железная дорога ценилась как незаменимая транзитная магистраль. В результате гражданской войны дорога была разрушена и после не восстанавливалась. В 1922 году ее закрыли окончательно. Сохранились лишь отдельные сооружения, такие, как мосты, туннели, насыпи, станции, вокзалы и т.д. 

Небезынтересным проектом Алены Клименченко стала фотосерия «Живи, Отечество, спокойно, пока крестьянин есть в селе». Собирая снимки оставшихся руин ферм, Алена стремилась сохранить напоминания о недавнем, ускользающем прошлом, и найти грань между временем прошедшим и настоящим.

Алена Клименченко: «Прошлое – это мертвое настоящее. Именно то, что мы и видим в этих фото».

Алена Клименченко четко отвечает на вопрос, где заканчивается стандартная фотосессия и начинается фотоискусство. Результат должен быть близок и нравиться самой Алене. Быть продолжением ее мысли и взгляда на среду. Где нет философии автора – там нет и искусства.

Роман Кацеба. После первых десяти тысяч кадров, понял, что констатации факта в фотографии ему мало. Недолго думая, Роман стал учеником фотошколы Елены Суховеевой и Виктора Хмеля, также, как и Алена Клименченко. В процессе обучения, Роман начал придумывать и воплощать.

В проекте «Чужие» Роман Кацеба продемонстрировал, как простые предметы могут стать «волшебными». Наделять вещи необычными свойствами и делать их центром внимания – такова авторская задумка и творческая задача.

Роман Кацеба: «Следовать за привычным, но уже «чужим», или остаться в «обыкновенном» – выбор зрителя».

Вопросы к Роману Кацеба. Почему «Чужие»?

Потому что обыкновенные вещи показаны в необычном свете.

Роман Кацеба: «Игра света позволила мне обыкновенные вещи преобразить в космические артефакты».

   

Как Вы почувствовали, что можете творить и быть интересным публике?

Только на курсах я понял, что то, что я хочу делать актуально и интересно. Например, проект «Знаки». Дорожные знаки не допускают нескольких толкований, но я разрушаю, беру кусочек, отображаю его часть. И он перестает быть дорожным знаком. Он становится чем-то особенным. Новое изображение, новые свойства. 

Как рождаются идеи?

Появляется мысль, делаю пробные снимки, понимаю, что это про другое и получается проект. Иногда копаю архив и нахожу нужное. При съёмке проектов снимается огромное количество кадров похожих по замыслу, свету, цвету, композиции, но в итоговую версию попадает далеко не всё. Еда-ноги в Инстаграм – это не про то. То, что делаю я – это не фотографии, это изображения. В них есть особая энергетика. Задумка и воплощение. Каждый находит свое изображение, то, что близко. Есть проект, где нет ничего реального. Но и там можно найти что-то свое.

Важно ли Вам, чтобы люди испытывали гамму разнообразных эмоций, просматривая Ваши фотоработы?

Мои проекты не являются чем-то догматичным, не указывают, что правильно или плохо. Если мои работы вызывают любые эмоции, кроме равнодушия, если зритель останавливается рассмотреть работу – уже хорошо.

Ваши работы чаще всего демонстрируют равновесное состояние или динамику?

Динамику. Равновесие – особое состояние, мне пока недоступное.

Лучшая фоторабота по вашему мнению и мнению экспертов?

Проект "Знаки". Первое фото лучшее по моему разумению, второе, - по мнению экспертов.

 

Как отличить подлинное искусство от случайного снимка?

Насколько снимок затронет зрителя. 

Насколько важен для Вас успех?

Важен. Продвижение важно для любого художника.

После общения с Аленой Клименченко и Романом Кацеба стало ясно, что целью исследования мира через объектив фотоаппарата, в первую очередь, является познание себя и отражение собственного "я" в творчестве. Поводы же индивидуальны и многообразны. Важно творческое воплощение, возможность говорить, показывать, делиться и приумножать. Чего художникам с фотоаппаратами желаю от всей души. Новых идей. Берегите искусство.  

Слушайте программу "Дом культуры" "Наше радио - Краснодар" с участием фотохудожников Алены Клименченко и Романа Кацеба. 

Анастасия Андерс. Радиопередача "Дом культуры". Наше радио-Краснодар. 104,7 Fm. ТРК "Новый Ракурс».


09.04.2015. Фотохудожники Алена Клименченко и Роман Кацеба. Радиопрограмма «Дом культуры». Наше радио - Краснодар (104,7 Fm).