Мумий Тролль - Владивосток 2000

Как звучит Musica di strada?

13 января 2017г.

Можно ли научиться музыке, с какими трудностями сталкиваются уличные музыканты, модно ли слушать классику и как в академической среде относятся к неформалам? 

Пару лет назад я шла по Красной и среди множества музыкантов увидела парня со скрипкой. Казалось бы, каких только музыкантов там не встретишь вечером в выходной день, но именно его игра и энергетика отложились в памяти. Этого музыканта зовут Арам Бадалян. Он лидер коллектива «Musica di strada» (Улица музыки) и мой сегодняшний собеседник. Проекту уже два года, он образовался летом 2014 года. Начиналось всё с кавер-версий рок-хитов в классической обработке и переросло в самобытный творческий проект.

Состав коллектива: 
Марк Червяков — скрипач
Святослав  Брянцев — контрабасист
Заур Дакужев — диджей.
Арам Бадалян - альтист, также играет на гитаре, клавишах, является вокалистом, пишет тексты и музыку.

О себе

Музыке можно научиться или это предназначено свыше? 

- Научиться можно абсолютно всему. Если локально касаться музыки, то научиться можно, но есть разные уровни, которые обособлены временными рамками, эмпирическим опытом и предрасположенностью, все остальное это желание. Нужны минимальные данные — наличие таких «плюшек», как музыкальный слух, чувство ритма и чувство интонации. Но эти данные могут быть у кого угодно. 80% - это кропотливая работа.

Решение заниматься музыкой ты принял самостоятельно?

- Нет, решение приняла мама. В 5 лет она отдала меня в музыкальную школу на скрипку. Поэтому большого желания в детстве у меня не было. Какой ребенок захочет заниматься музыкой, когда можно пойти поиграть в футбол? Тем не менее, когда мне впервые удалось выступить на концерте, я почувствовал, что получаю от этого какое-то удовлетворение. В первую очередь удовлетворение своего «эго». В детстве я был таким самовлюбленным товарищем (улыбается).

Я вышел на сцену — они мне все хлопают, классно! И я подумал, что нужно еще такое мутить. В итоге начал играть, играть, играть. Позже я понял, что через это дело я самореализовываюсь. Поступление в колледж было уже моим собственным решением. Я знал, что всё это буду делать в будущем. 

Какими инструментами кроме альта ты владеешь?

- Могу играть, то есть воспроизводить какой-то звук на фортепиано, гитаре, банджо (и всех прикладных), еще пою. Вокал я тоже воспринимаю, как инструмент. Но я не считаю себя гитаристом, пианистом или певцом. В первую очередь я альтист.

Что у тебя играет в наушниках?

- Я большой ценитель группы Radiohead. Даже фанат. Люблю Aztec Camera, Nick Cave, альбом Майкла Джексона «Thriller». Слушаю предпочтительно британский рок, фанк музыку люблю.

О творчестве «Musica di strada»

Расскажи о вашей деятельности.

- Раньше мы играли концерты хаотично, но в этом году решили делать сезоны. С мая по декабрь у нас концертный сезон. За 8 месяцев мы играем 7-8 концертов. С декабря концертная деятельность останавливается, чтобы обновить программу и просто отдохнуть.

Чего удалось добиться за 2 года?

- Сейчас мы пишем альбом, он выйдет весной, в мае или апреле. Выход первого студийного полноформатного альбома – главный наш итог. Также недавно мы отсняли клип на песню «Короли балкона», премьера состоится также весной, может быть чуть раньше.

На Красной вы играли известные рок-хиты в классической обработке. Сейчас вас называют инди-фолк коллективом, сегодня у вас вообще фанк-вечеринка, так же вы упоминали о неком электронном проекте…

Всё-таки с чем вам ближе соединять классику? 

- Раньше мы выходили и играли исключительно на струнных инструментах, каверили популярные хиты, интерпретировали на классический маневр. Но такого больше нет. Была идея, мы поиграли и наигрались. Сейчас пишем свою музыку, у нас собственный авторский материал. Я не загоняю музыку в жанры, считаю, это удел людей некомпетентных. Музыка не должна иметь рамок. Ты пишешь, выкладываешься, используя средства художественной выразительности (инструменты), и потом музыкальный критик рационализирует получившийся материал и обязательно запихнет тебя в какой-то жанр. Сейчас нас запихнули в инди-фолк. Поэтому можно сказать и так. Но опять же у нас уже появилась ритм секция, диджей…

Планируете и дальше миксовать различные форматы? 

А вот как захочется. Как в голову придет! (смеется).

Я читала, что вас называют «популяризаторами классической музыки». Это так?

- Это слишком громко звучит. Когда мы вышли три года назад играть каверы, мы просто хотели показать, что мы умеем. Вот посмотрите, послушайте. Только так.

Об уличных музыкантах

Сталкивались ли с трудностями, играя на улице? 

- Поначалу были трудности. Товарищи полицейские считали, что мы нарушаем порядок. Я был откровенно с этим не согласен. Но это было три года назад. Позже всё само собой сошло на нет. Не знаю, что повлияло. Может быть большой прирост аудитории. Со скрипками в то время вышли только мы. Кроме нас из музыкантов был дядька, который до сих пор там играет на клавишах. Поэтому мы тешим свое самолюбие тем, что может быть с нас всё и началось на Красной.

Где больше нравится играть, на улице или в барах?

- Нельзя отдавать предпочтение. Это две разные стези. Мы играем на улице для удовольствия и рекламы, чтобы показать людям, что на улице могут быть музыканты и такого уровня, как мы, а не только чуваки, которые попрошайничают за мелочь. А, вообще, нет ничего предосудительного в игре на улице. Практика уличной игры существует давно, во многих городах и странах. Например, на Новый год в Ирландии есть такая традиция, в Дублин привозят артистов типа Бейонсе и других, и они дают там уличные концерты.

У нас Борис Гребенщиков давал серию концертов в метро. 

- Это же круто!

Как преподаватели относятся к игре на классических инструментах на улице?

- Негативного отношения абсолютно не было. Наоборот, говорили классно, что ты это делаешь. Дело все в музыканте, который играет. Если мы выходим на улицу и играем хорошо, то почему нет? Исключать возможность игры на улицы - это тоже удел недалекого человека.

О классической музыке

Приходилось ли сталкиваться с мнением, что классическая музыка сейчас неактуальна? 

- Всё относительно. Классика идет отдельно от всего остального. Это индивидуально, я не могу сказать за всех людей, мне интересно, я слушаю. Если человек не любит Брамса — ну пусть не любит. Я, например, не люблю Вивальди. Я ценю его как композитора, как скрипача, как человека, который внес большой вклад в развитие скрипичного искусства, но мне неинтересно слушать «Времена года».

Я знаю, ты участвовал в мастер-классе от самого Юрия Башмета. А с кем из великих классических композиторов прошлого ты бы хотел встретиться?

- С Брамсом, Шостаковичем, Дебюсси и Равелем. Хотел бы просто послушать, поговорить. А Башмет — это эталон!

Есть неоднозначное мнение, что музыканты, закончившие музыкальный вуз, не умеют творчески мыслить и импровизировать, их обучают под «гребенку»...

Есть ли в высшем музыкальном образовании творческая свобода или студентов учат играть «как все»? 

- Существует понятие «академическая школа». В концепции академических школ существуют определенные нормы, за которые выходить нельзя. Если вы выходите за эти рамки - занимайтесь другой музыкой. Я, конечно, понимаю, складывается впечатление, что там убивают творческую свободу, самостоятельность, но в этом нет ничего плохого, просто нужна своя голова на плечах. Всё зависит от самого человека.

Вы своим творческими экспериментами доказываете обратное…

- Творческие эксперименты не предусмотрены для нашего образования. Но я, тем не менее, не говорю, что это плохо. Ведь это академическое искусство. Что касается меня, то мне просто захотелось, и я делаю. 

Известного скрипача-виртуоза Найджела Кеннеди недолюбливают его коллеги по цеху.

«Прежде всего, за свободолюбие и непредсказуемость: музыкант носит на голове неряшливый ёжик, ругается матом, нередко играет с рок-группами, курит травку и вообще ведёт себя не как выходец из филармонии», - из интервью для «Газета.Ru».

- Классно (смеется).

Как в академической среде относятся к неформальному творчеству? 

- Все тоже субъективно. Например, мой преподаватель Борис Евгеньевич Леончик - заслуженный деятель культуры Кубани. Он работает более 50 лет и знает кучу разной музыки, но, главное, любит то, что убеждает. И он как раз слушает Найджела Кеннеди. Найджел Кеннеди - великолепный скрипач, и его искусство убеждает. 

Если бы тебе предложили выбрать между работой в престижном оркестре и твоим неформальным музыкальным проектом с туманным будущем. Что бы ты выбрал? 

- Мне нравится везде, но я выберу свой коллектив, потому что это моя музыка. И от того, что я откажусь от оркестра, я не перестану быть академическим музыкантом. Человеком, который любит играть концерты Ульяма Уолтона, сонату Брамса и многое другое.