Мумий Тролль - Владивосток 2000

Сергей Летов. О рок-музыке и московском концептуализме.

05 сентября 2015г.

Почему бы крайний в 2015-ом году воскресный летний день не провести в хорошей компании? Тем более, что публика в Бар Сержанта Пеппера обещала прибыть интеллигентная и «штучная»: разносторонне талантливый музыкант по имени Сергей Федорович и разборчивые меломаны. 

Немного о Сергее Федоровиче: информации об этом уникальном человеке в информационно-телекоммуникационном пространстве предостаточно. Он гордо носит известную в России фамилию Летов. Тому самому Егору Летову (группа «Гражданская Оборона») приходится старшим братом. В молодости Сергей Федорович - химик, «строитель» космических кораблей и носитель прекрасной мечты «стать музыкантом», через года - знаменитый композитор, инструменталист, человек широкого творческого диапазона. Сфера его занятости широка: эссеистика, актерство, создание музыки к фильмам, театральным постановкам, лекторство, гастроли в качестве музыканта по всему миру. Многое из перечисленного актуально, что-то осталось в прошлом, но намертво вплелось в биографию Сергея Летова. По признанию самого Сергея Федоровича, имея множество занятий, человек придает бытию свойство уникальности и многогранности. Но все-таки, прежде всего, Сергей Летов - саксофонист.

Сергей Летов: "У меня много разных интересных занятий, но главное - я саксофонист. Самый большой бас-саксофон из тех, что в моей коллекции, приблизительно с меня ростом, раструб у него в диаметре примерно как у ведра, а самый маленький - сопранино - умещается у меня в рюкзаке. Последние несколько лет я увлекся электронными духовыми инструментами и даже даю мастер-классы для музыкантов. Большую часть своей программы я играю именно на электронных инструментах, но саксофоны и флейты тоже не забываю". 

Сергей Летов: «В моей коллекции много инструментов, и некоторые еще ждут своего часа.»

Сергея Летова можно смело назвать коллекционером музыкальных инструментов. Только они не пылятся с бирками, а используются в театре, кино, на концертах и в других творческих проектах. Некоторые из инструментов Сергей создал своими руками.

Сергей Летов: "Самым удачным инструментом из получившихся стал алюминиевый кларнет шалюмо. Делал его так. В Детском мире, в материалах «для труда», я купил метровую трубку за 90 копеек, отпилил половинку, сделал отверстие, прикрепил мундштук тенор-саксофона, купленный в комиссионном магазине, примотал нитки. Получилось не очень стройно. Вырезал еще колечко из алюминиевой трубы, прикрепил коричневым скотчем к конструкции, и получился отличный инструмент! Звучит по-блюзовому. Для самого своего неудачного инструмента в качестве трубки использовал подсолнух. Очистил середину, прикрепил мундштук, но инструмент звучал гнусаво, а потом покрылся плесенью и сгнил. Возможно, когда-нибудь сделаю и электронный инструмент".

В Краснодар Сергей Летов привез духовой MIDI-контроллер Yamaha WX5, сопрано-саксофон, две небольшие китайские флейты. Игрой на маленькой цук-флейте североамериканских индейцев собирался завершить концерт. Намеченное удалось.

Камерная обстановка, приглушенный свет, немногочисленная публика, множество проводов, разложенных по сцене, несколько музыкальных инструментов и один единственный выступающий, приковавший внимание слушателей к своей игре. 

Концерт Сергей Летов посвятил музыканту-авангардисту Сергею Курехину, ушедшему из жизни в 1996 году. Именно Курехин разглядел в старшем Летове музыканта, именно он позвал его принять участие в проектах с Борисом Гребенщиковым, «Поп-механикой» и других. 

Сергей Курёхин — музыкант-авангардист, композитор, актер, киносценарист. В 1984 году собрал группу «Поп-механика» с непостоянным концертным составом. В шоу «Поп-механики» могли участвовать музыканты, певцы, художники разных школ и стилей. Единственным постоянным участником и идейным лидером «Поп-механики» был сам Курёхин.

В самом начале концерта Сергей Летов произнес трогательную речь о Курехине, включил запись с его голосом, и полилась музыка в сопровождении быстрых электронных ритмов. Духовой контроллер, саксофон, флейты… Несмотря на отсутствие визуального разнообразия, зрители внимательно смотрели на человека с белой бородой и в модном прикиде, но главное - слушали, слушали без устали, отчего возникало ощущение, что время повернулось вспять, и звуки догоняют нас из прошлого.

Помимо того, что Сергей Федорович - прекрасный музыкант, он еще и неимоверно интересный собеседник, - открытый, улыбчивый, ироничный. Как выяснилось, главным хобби Сергея Летова является создание сайта, посвященного современному искусству. 

Сергей Летов: "Я сделал большой сайт, посвященный московскому концептуализму. В нем больше 10000 страниц, много аудио, видео. Я собираю материалы и публикую их. То есть меня можно назвать интернет-архивариусом. Благодаря сайту меня приглашали читать лекции по современному искусству в России, Японии, Германии, Австрии, Сербии. В октябре собираюсь делать презентацию концептуальной группы в петербургской галерее с забавным названием «Люда». Название не сочетается с концептуальным искусством. Оттого это так концептуально".

Сайт Сергея Летова

Вы архивариус, но не критик?

Все верно. Критики изъясняются специально на непонятном большинству людей «жаргоне», предназначенному только для них самих и кураторов галерей, которые являются посредниками между различными фондами, коллекционерами, институциями. В определенной степени они скрывают смысл этой деятельности от обычных людей. Специфическая художественная практика. Обычные люди, столкнувшись с их текстами, понимают, что все это очень важно, но лучше потреблять более легкое для восприятия искусство, например, - посмотреть сериал.

Как московский концептуализм повлиял на формирование современного искусства?

Актуальное современное искусство в значительной степени базируется на московском концептуализме. Это течение, которое возникло в 70-ых годах XX века и носило подпольный характер, потому что в Советском Союзе такого рода художественная деятельность не очень приветствовалась. Художники московского концептуализма не стремились «выставляться» или идти на конфликт с властью. Они занимались искусством «в себе», для своих друзей, создавали некий архив. Тем не менее, их достижения оказали большое влияние на современное искусство. Московские концептуалисты в каждый объект инсталляции, проект или среду вкладывали идеи. Это не декоративное искусство, оно не предназначено для украшения интерьеров. 

Вам интересно действующее творческое пространство?

Я исследую именно советский концептуализм. Сейчас я не хожу на выставки, в музеи современного искусства. Постепенно интерес к этой сфере пропал, наступило разочарование, хотя, конечно, дружеские связи в этой среде сохраняются. В настоящее время я с большим удовольствием посижу у реки, погуляю по лесу, чем пойду на выставку современного искусства. Может, это возрастное состояние. Хобби на излете.

Сергей Летов в Баре Сержанта Пеппера

Вы наблюдали за динамикой развития рок-музыки в России. Как изменился русский рок?

В русском роке я разбирался в 80-е годы. Сейчас рок в некоторой степени утратил актуальность. Рок возник как музыка молодежного протеста, постепенно он превратился в консервативное коммерческое явление (клубную музыку по интересам - рокабилли, панк, регги, арт-рок и так далее). Поклонники такой музыки интересуются всевозможной атрибутикой, тем, как одеться, причесаться, - то есть рок - это какой-то стиль. Это имеет отношение к музыки, но я не вижу, что происходит развитие музыки как таковой. Связано это, прежде всего, с тем, что из рока ушли яркие, талантливые люди. На протяжении 13 лет я был в жюри студенческого рок-фестиваля и постепенно наблюдал как уровень технической оснащенности музыкантов рос, а уровень самой музыки и текстов снижался. Количество же рэп-музыкантов неуклонно возрастало. Постепенно я прекратил заниматься этим делом, это стало неактуальным. В советское время люди мало знали, поэтому и «изобретали велосипед», сами делали инструменты, писали необыкновенную музыку («Аквариум», «Кино», «Центр»,  «Странные игры» и так далее). Сейчас музыканты - скорее исполнители, чем авторы. Ушла творческая составляющая из музыки. Все это имеет косвенное отношение к року. Рок, джаз и академическая музыка ушли в категорию «качества», где очень важно правильное исполнение, чистота стиля, но ушла молодежная энергия. Современные рок-музыканты - работники сферы обслуживания, а не властители дум.

Саксофонист Сергей Летов

Кто приходит на Ваши концерты? Есть некая закономерность в формировании Вашей аудитории?

Люди приходят разные, но среди них выделяются определенные группы. Первая их них - любители фри-джаза.

Фри-джаз («свободный джаз») — стиль современной джазовой музыки, характеризующийся отходом от принципов тональной организации музыкального материала, блюзовой последовательности аккордов, традиционной свинговой ритмики. В такой музыке основной акцент делается на свободу импровизации, разнообразие выразительных средств, позволяющие максимально полно отразить интеллектуальную и чувственную составляющие музыки.

Однако, фри-джаза мало в моих выступлениях, так как я ориентируюсь на широкую аудиторию и использую элементы разных музыкальных стилей. Это соединение джазовой импровизации и электронного аккомпанемента. У меня нет никаких тем, мелодий, я импровизирую под более менее регулярный ритм, который создает ощущение «привычного» и «комфортного» для невзыскательного слушателя. Диапазон восприятия расширяется за счет привычных ритмов. Я стараюсь найти со слушателем нечто общее. В Москве и Санкт-Петербурге есть специальные клубы, где можно себе позволить фри-джаз. Но есть проблема. На иностранные проекты охотно ходят из-за низкопоклонства ко всему западному, на наш фри-джаз так не ходят. Западные специалисты же охотно меня приглашают принять участие в подобных проектах.

Продолжим об аудитории. Вторая группа приходящих на мои концерты, которую следует выделить, - это поклонники группы «Гражданская оборона» и моего брата Егора Летова. Они знают заранее, что я не стану играть песни «Гражданской обороны», но хотят увидеть живого брата Егора Летова, сфотографироваться со мной, взять автограф. Я им все рассказываю о брате, о детстве, на все вопросы отвечаю. Таких людей приходит немного, но они есть, и я с радостью с ними общаюсь.

Есть еще одна категория - поклонники группы «ДК», в которой я когда-то играл в 80-ых годах. Они приходят и спрашивают: «Как там Батя?». Я отвечаю, что последние 18 лет мы не собирались, не виделись. Кто-то из группы служит дьяком в церкви, кто-умер… Вот такие ведем разговоры. Много вопросов возникает.

Батя - псевдоним основателя группы «ДК» - Сергея Жарикова (наст. фамилия Жаринов). Рок-музыкант, поэт, композитор, продюсер, музыкальный критик, публицист, политтехнолог, идеолог контркультуры.

В Сочи приходили на мою лекцию поклонники концептуализма, и это тоже очень приятно.

Сергей Летов в Краснодаре

Правду говорят, что с Вами трудно договориться?

Я не склонен прощать людей. Если человек совершил по отношению ко мне или моим друзьям в высшей степени некрасивый поступок, который не был спровоцирован какими-то веществами или напитками, некоторым безумным характером, а сделан исподтишка, то я его не прощу. Я могу с ним находиться в каком-то обществе, но сотрудничество с таким человеком маловероятно. У меня есть определенные убеждения, и я не склонен от них отказываться. 

В Интернете людей баните?

Я люблю банить в Интернете. Мне часто некогда спорить с человеком. Могу прочесть его комментарии к чужим записям и, в превентивных целях, во избежание подобных комментариев к моим записям, забанить. Я его больше никогда не увижу, не прочитаю его комментарии, и мне от этого легче. Таких «забаненных» людей уже сотни. Сами судите, трудно ли со мной договориться.

Предконцертное общение с Сергеем Летовым оказалось столь увлекательным, что трудно было прерваться и отпустить музыканта к ожидающим концерт гостям Бара сержанта Пеппера. Однако, все же пришлось. Послевкусие прекрасно. Сергей Летов - хранитель историй, удивительный музыкант и человек твердых убеждений. И, конечно, хочется пожелать ему успехов в его нелегком и важном деле просвещения.

 


НАШЕ радио Краснодар. ТРК «Новый Ракурс».
Автор материала и фотографий: Анастасия Андерс.