Покинув учебные заведения и определив дипломы в ящики для хранения, многие из нас стали далеки от того, чтобы интересоваться наукой и находить разумные объяснения спорным явлениям. Но даже если интерес есть, не всем по нраву читать объемные тексты и расшифровывать редкие термины. Здесь на помощь приходят научные журналисты с присущим им живым и понятным языком. Они способны придать художественное обрамление любой теории. Еще одно модное и перспективное занятие - гастролировать по городам с научными лекциями. Знакомьтесь, научный журналист, автор книг и популяризатор науки Ася Казанцева. Выступая с лекцией о восприятии лиц в Краснодаре, Ася согласилась на живую и плодотворную беседу.

Ася, здравствуйте. Начнем с главного вопроса для человека с рациональным мышлением. Не скучно жить без веры в чудеса?

Мир и без того очень интересный, в нем происходит множество впечатляющих и удивительных вещей. К примеру, научные открытия. Они гораздо интереснее паранормальных явлений просто потому, что у них есть одно очень важное преимущество - они существуют на самом деле.

Тем не менее люди склонны верить в паранормальные явления. Это доказывает высокий рейтинг ТВ-передач, повествующих о магах часто и всерьез. Почему о подобном с экранов рассказывают чаще, чем о научных достижениях?

Здесь не следует искать разумного злого умысла. Это регулируется банальными экономическими факторами, невидимой рукой рынка. Простые вещи приносят более высокий рейтинг, чем сложные, потому что большее количество зрителей может воспринять информацию и заинтересоваться ею. Причем неоднозначные факты приносят больший рейтинг вне зависимости от их достоверности. Реалистичное же может казаться скучным. 

В чем основная проблема продвижения научно-популярных передач?

Научно-популярные передачи, как правило, не выгодны для телеканалов, потому что не приносят головокружительных рейтингов и притока рекламных денег. Именно поэтому они лучше всего себя чувствуют на тех каналах, где используются какие-то альтернативные схемы финансирования. Допустим, BBC может себе позволить делать шикарные научно-популярные проекты, потому что финансируется напрямую гражданами страны за счет специального налога. Такая схема монетизации позволяет сосредоточиться на том, чтобы делать более качественный контент. А если вас интересует реклама, вы вынуждены подстраиваться под интересы рекламодателей.

Реклама - это проблема в журналистике?

Пожалуй, да. Особенно сильно страдают издания о медицине – говорю как бывший шеф-редактор журнала «Здоровье». У нас есть закон, который запрещает рекламировать рецептурные препараты. С одной стороны, это правильно, так как предотвращает самолечение людей рецептурными препаратами, с другой стороны, на практике рецептурными препаратами являются все те, которые работают. Если действующее вещество есть, то оно влияет на организм, могут возникнуть побочные эффекты. Формально даже противозачаточные таблетки считаются рецептурными. А без рецепта остается все то, что не работает. Поэтому любой журнал, который хочет выживать за счет рекламы, вынужден рекламировать препараты, заведомо не оказывающие эффект, так как они не содержат никаких действующих веществ.

Вас это угнетало?

Да, конечно. Это послужило одной из причин моего ухода из журнала.