Мумий Тролль - Владивосток 2000

Автоспорт

С тех пор, как появились моторы, человек стал стремиться создать самое быстрое и маневренное транспортное средство. А для того, чтобы выявить лучшее, организовывались различные автопробеги и гонки.

Сейчас существует множество видов автоспорта: гонки шоссейно-кольцевые, где автомобиль проезжает несколько раз по одному и тому же отрезку пути, раллийные, трофи, автокроссы.

Первые автогонки удивительны своими скоростями и интригами для современного человека. Скорость автомобиля-победителя могла составлять 30 км/ч. В Великобритании одна из автогонок была проведена в честь отмены правила о том, что перед едущим автомобилем должен идти пешком человек с красным сигнальным флагом.

Известен случай, когда машину, заявленную к участию, дисквалифицировали, потому что в ее механизме была скрыта живая лошадь. Аргументация дисквалификации заключалась в том, что животное резко увеличивало шансы участника на победу. И даже персонаж Ремарка в середине ХХ века восхищается средней скоростью автогонки 90 км/ч. Представляете, с нынешней обычной скоростью езды по трассе когда-то выигрывались Гран-при! А средняя скорость болида сейчас может составлять более 250 км/ч.

Самые престижные автогонки – Формула-1. Чемпионат мира там состоит из нескольких Гран-при, существуют условные команды (по два автомобиля в каждой), но при этом каждый борется сам за себя. Командная тактика в первую очередь определяет количество дозаправок и замен покрышек на пит-стопах. Очки получают пилоты, занявшие 10 первых мест, и их команды.

Эти гонки являются не только зрелищным, но и опасным видом спорта. Болид, вылетающий с трассы, представляет опасность не только для человека в нем, но и для болельщиков. Да и современные перегрузки за рулем гоночного автомобиля способен выдержать не каждый.

Несмотря на это, в истории «Королевских автогонок» было 5 пилотов-женщин, хотя зачетные очки по действовавшим тогда правилам удалось набрать только Лелле Ломбарди.

Гоночные автомобили постоянно претерпевают изменения. Иногда идеи бывают прогрессивными и перекочевывают в серийное производство, но попадаются и курьезные. Например, в 1976–1977 годах в гонках участвовал шестиколесный болид. Эта новинка не хватала звезд с неба и сразу по нескольким причинам перестала использоваться. Однако с тех пор в регламенте гонок прописано, что у автомобиля должно быть четыре колеса.

Среди кольцевых автогонок популярны также ИндиКар, Суперлига Формула, кубок мира «А1 Гран-при», Формула-2, Формула-3. В России существовала собственная версия кольцевых автогонок – Формула РУСЬ. У ее участников настройки всех автомобилей на гонку были абсолютно идентичны, потому мастерство пилота приобретало гораздо большее значение.

Впрочем, на раллийных гонках в автомобиле должен быть не только пилот, но и штурман, который по специальной карте поможет сориентироваться на дороге. Это связано с тем, что трассы для ралли иногда проходят по обычным дорогам, а то и по пересеченной местности.

Здесь встречаются сложные повороты, подъемы, спуски и даже трамплины. Уследить за траекторией и спланировать действия сложно в одиночку, так как только по отдельным участкам машина может проезжать несколько раз, но чаще ралли представляет собой перемещение из пункта А в пункт Б.

Следить за развитием событий на ралли удобнее на телетрансляциях, потому что болельщик не может следовать за автомобилем на протяжении всей дистанции, редко видит обгоны вживую и не может толком следить за ходом борьбы. Сейчас на помощь организаторам гонок приходят не только телефоны и телевидение, но и ADSL-технологии.

Пожалуй, самым известным является ралли-марафон «Дакар» – соревнования, которые долгие годы были известны как ралли «Париж-Дакар-Париж». На «Дакаре», помимо автомобилей, существует отдельный зачет для мотоциклов, грузовиков и даже квадроциклов. С 1995 года ралли лишь дважды стартовало в Париже, в 2000 году старт был дан в Дакаре, а местом финиша назначен Каир. Правила здесь предельно просты: побеждает тот, кто меньше времени проведет на дистанции.

Существует и Чемпионат мира по ралли, где участники также редко видят друг друга на трассе, потому что стартуют с интервалом в две минуты и борются за каждую секунду преимущества. Время на ремонт после определенного участка дороги ограничено 15 минутами, а в конце дня – 45.

При этом за различные виды нарушений налагаются временные штрафы, и возможна даже дисквалификация. Этапы чемпионата мира по ралли выигрывались и женщинами. Впервые это сделала в 1981 году Мишель Мутон, доказав, что женщина наравне с мужчинами может иметь волю к победе в таком жестком виде спорта.

В настоящее время в Марокко проводятся даже ралли исключительно для женщин – «Ралли Газелей», в просторечье называемые «Женским Дакаром».

Трофи – соревнования на внедорожниках по пересеченной местности. Их маршрут может пролегать через болота, реки, леса или снежную целину. Соревнования проводятся на время, но здесь скорости не в пример ниже скоростей других видов автогонок по понятным причинам. Для прохождения некоторых участков в экипаже может быть два человека и специальная техника, начиная от лопат и заканчивая лебедками и канатами. Увы, зрители на эти зрелищные соревнования могут добраться редко...

Автокросс – вид автоспорта, где соревнования проводятся не только на обычных автомобилях, но и на багги. У этих маленьких машинок нет дверей и многих других лишних «деталей», обзорность составляет 100%, а эмоции переполняют и тех, кто сидит за рулем, и тех, кто наблюдает за трогательной, но по-спортивному непримиримой гонкой.

Набирает популярность и такой вид автоспорта, как фигурное вождение автомобиля. Кстати, если другие виды соревнований едва ли доступны обычному водителю, то такие может устроить каждый – достаточно подходящей площадки, пластиковых бутылок, памятных по обучению в автошколе, пары единомышленников и большой любви к спорту, в котором в унисон сердцу звучит урчание мотора.